Вот уже два года органы Федерального казначействаосуществляют исполнение государственной функции по ведению Реестра государственных контрактов (далее — Реестр), заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, и реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну. Казалось бы, существуют нормативные документы, определяющие сроки, порядок заполнения, последовательность действий (административных процедур) по приему, проверке и регистрации сведений о госконтрактах, а также порядок взаимодействия органов Федерального казначейства с государственными заказчиками в процессе ведения Реестра, наработана определенная практика, однако до настоящего времени ряд вопросов остается нерешенным. Более того, появляются новые, требующие ответов и разъяснений.
Лариса ЛЕБЕДЕВА, начальник отдела ведения федеральных реестров УФК по Владимирской области
Основные ошибки в сведениях о контрактах
Напомним, что исполнение государственной функции по ведению Реестра осуществляется на основании двух нормативных документов. Это постановление Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. № 807 «Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым иорганизационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры» (далее — Постановление № 807), и приказ Минфина России от 28 мая 2007 г. № 47н «Об утверждении Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов». В них достаточно четко прописана процедура включения сведений в Реестр. Однако практика показывает, что до сих пор при подаче сведений о контрактах многие госзаказчики допускают большое количество ошибок.
Так, в 2008 г. органами Федерального казначейства Владимирской области возвращено для исправления ошибок 3126 сведений о контрактах и ихисполнении, что составляет 35,3 % от общего количества зарегистрированных документов (см. диаграмму 1).
Основными причинами возврата сведений о госконтрактах и их исполнении являются:
незаполнение строки «вид внебюджетных средств» при оплате контракта за счет внебюджетных средств;
· незаполнение поля (дата проведения аукциона, подведение итогов конкурса или итогов запроса котировок, или итогов торгов на товарной бирже) при размещении заказа путем проведения аукциона, конкурса или запроса котировок;
· неуказание реквизитов документа, подтверждающего основание заключения контракта;
· отсутствие номера извещения о проведении торгов при размещении заказа путем проведения аукциона, конкурса или запроса котировок;
· неуказание кода продукции, единицы измерения количества и цены за единицу товара;
· дата подписи документа руководителем проставлена ранее даты его формирования.
Активная работа по разъяснению госзаказчикам требований нормативных документов, а также мер ответственности за несвоевременное и неполное представление сведений по заключенным госконтрактам позволила в 2008 г. увеличить количество представляемых сведений по сравнению с 2007 г. на11,4 %. За прошлый год органами Федерального казначейства Владимирской области зарегистрировано 3585 сведений о госконтрактах на сумму 3,9 млрд руб., 1867 сведений об изменении госконтрактов и 3394 сведения об исполнении (прекращении действия) госконтрактов (см. диаграмму 2).
Как видно из диаграммы, в 2008 г. количество первично представленных сведений по сравнению с 2007 г. уменьшилось, а количество сведений об изменениях контрактов возросло. Это объясняется тем, что контракты, заключенные с естественными монополистами, носят долгосрочный характер. Поэтому некоторые госзаказчики представляют по ним не первичные сведения, а изменения на продление срока действия контракта.
Анализ способов размещения заказов показал, что государственные заказчики в 47 % случаев используют размещение заказов путем запроса котировок, 25,2 % контрактов заключены с единственным поставщиком, 17,8 % заключены по итогам проведения открытого аукциона. На остальные способы размещения заказов приходится менее 10 % (см. диаграмму 3).
Изменения в законодательстве о госконтрактах
На данном этапе исполнения функции по ведению Реестра основной задачей органов Федерального казначейства является включение в Реестр максимального количества сведений о контрактах, содержащих все реквизиты, предусмотренные Постановлением № 807. Предоставленные госзаказчиком сведения о контракте подвергаются исключительно логическому контролю на наличие соответствующих показателей в сведениях оконтракте и их соответствие друг другу. Таким образом, в Реестр включаются все сведения о контрактах, в том числе содержащие информацию онарушении госзаказчиком Закона от 21 июля 2005 г. №
Постановление
Постановлением № 533 уточнено, что Положение о ведении реестров государственных контрактов не будет распространяться на контракты и иные гражданско-правовые договоры, заключенные в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.То есть на случаи размещения заказов у единственного поставщика, если сумма размещения заказа не превышает 100 тыс. руб.
Самыми основными изменениями, на мой взгляд, являются дополнения, внесенные в формы сведений о госконтрактах, утвержденные Приложениями № 1 и № 2 Постановления № 807. Во-первых, в строке «Способ размещения заказа» исключен пункт «изменение контракта — 8», при этом добавлена строка «Тип изменения» с соответствующей кодовой зоной: изменение контракта — 1, исправление сведений — 2. Таким образом, при внесении изменений всведения о контракте поле «Способ размещения заказа» будет оставаться неизменным.
Во-вторых, сведения о контрактах теперь может подписывать не только руководитель организации, являющейся госзаказчиком, но и иное уполномоченное лицо, назначенное руководителем.
Зачем нужен Реестр?
Следует отметить, что Реестр, созданный органами Федерального казначейства в
Данные Реестра могут быть использованы достаточно широко: в бюджетном процессе, при нормативно-правовом регулировании в сфере закупок товаров и услуг, для выявления нарушений законодательства РФ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для формирования начальной цены контракта на те или иные товары и, разумеется, для информирования всех заинтересованных лиц о том, насколько качественно, вовремя и в полном объеме выполняются обязательства по государственным контрактам конкретным поставщиком (подрядчиком или исполнителем). Именно поэтому госзаказчики должны быть максимально заинтересованы в правильном и своевременном представлении сведений позаключенным и исполненным государственным контрактам.