Социальное обеспечение — 17 февраля 2011

В 17 регионах идет эксперимент по внедрению новой формы социальной защиты

Республика Карелия, Астраханская область, Тюменская область, Томская область, Российская Федерация

Версия для печати 3216 Материалы по теме
В 17 регионах идет эксперимент по внедрению новой формы социальной защиты

социальная помощь
Эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта проходит в 17 регионах РФ. Реализуемый по поручению президента России Дмитрия Медведева, в Тюменской области он уже дал первые положительные результаты.

По закону, социальный контракт – это договор о взаимных обязательствах между семьей (или человеком), органами соцзащиты населения и администрацией муниципального образования о предоставлении адресной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи. Заместитель губернатора, директор департамента социального развития Тюменской области Ольга Кузнечевских на заседании президиума правительства Тюменской области сообщила, что в 2010 году в Тюменской области было заключено 825 социальных контрактов, в том числе 717 договоров по выходу малоимущих семей на самообеспечение (аналог оказания помощи на основе социального контракта). Контракты заключены сроком на два года. Средний размер выплаты составил 36 тысяч рублей. Более 90% участников мероприятий – это семьи с детьми, около 97% участников направили полученные средства на развитие личных подсобных хозяйств, отмечает пресс-служба губернатора области. 

Успешной реализации программы социальных контрактов в Тюменской области, считает Ольга Кузнечевских, помогло то, что в регионе с 2006 года осуществляются комплексные меры по выходу малообеспеченных семей на самообеспечение, которая также предполагала заключение подобного договора. 

Программа «Самообеспечение» помогает жителям области найти способ самостоятельно заработать на жизнь. Для этого есть несколько вариантов: открыть свое дело, завести подсобное хозяйство или найти работу. Муниципальные власти и центры занятости помогают просчитать возможности для каждой семьи – участника программы. 

В зависимости от выбора семьи, она может получить адресную помощь, которую затем использует в качестве  «стартового капитала» для развития домашнего бизнеса или личного подсобного хозяйства. Другим помогают переучиться и приобрести востребованную специальность. Такая «обкатанная» схема и наработанная практика позволили значительно сэкономить время и шагнуть достаточно далеко в реализации эксперимента. 

Один из «плюсов»  социального контракта - взаимность обязательств договаривающихся сторон. При его заключении не только государственные и муниципальные органы обязуются предоставить помощь и оказать организационную поддержку. Сторона, получающая ее, обязуется направить средства на решение оговоренных в контракте проблем. Значит, исключается нецелевое использование бюджетных денег.

Такая система работает и в других регионах. Томская область также включена в число субъектов Российской Федерации, в которых проводится эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Малоимущим трудоспособным гражданам материальная помощь выделяется под встречные обязательства, которые, как и обязанность получателя к целевому расходованию средств, закрепляются документально. Это может быть трудоустройство, регистрация в центре занятости населения, участие в общественных работах, посадка овощей на приусадебном участке, заготовка продуктов на зиму, ведение подсобного хозяйства и другое. Сторонами социального договора являются учреждение социальной защиты населения и заявитель. Отмеченные нарушения достигнутых договоренностей влекут за собой последствия в виде ограничений либо отказа в получении данным гражданином материальной помощи в дальнейшем. В случаях повторного в течение года обращения человека за материальной помощью, а также когда для выхода из трудной жизненной ситуации необходимо совместное участие ряда ведомств и организаций, документы направляются для рассмотрения в комиссию по предоставлению адресной социальной помощи, созданную на уровне муниципального района.

В Астраханской области власти ожидают от эксперимента таких результатов, как реализация трудового потенциала получателей социальной помощи, повышение качества их жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода, социальная реабилитация членов малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, повышение социальной ответственности получателей помощи, снижение иждивенческого мотива их поведения.

В Карелии в 2010 году получателями государственной помощи на основе социального контракта стали  малообеспеченные семьи (одиноко проживающие граждане), пострадавшие от пожара, и многодетные семьи, имеющие 5 и более детей.

Источник: Институт региональной информации

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно