Каким видится будущее бюджета
Президент Владимир Путин
«Мы должны скорректировать наши доходы и расходы в соответствии с прогнозом экономического роста, который складывается на сегодня. По-другому мы поступить просто не можем. Но при этом трехлетний бюджет должен быть все-таки бюджетом развития».
«Правительство провело очень большую тяжелую работу по сбалансированию бюджета, вышло на сбалансированный бюджет 2014 года, и все социальные выплаты не только предусмотренные на уровне текущего года, но и предполагаются к индексированию».
Председатель правительства Дмитрий Медведев
«Мы были вынуждены пойти на сокращение расходов по всем статьям на 5%, кроме защищенных статей. Необходимо, чтобы бюджет был работоспособным. И хотелось бы еще раз отметить, что все социальные обязательства государства в бюджете будут выполнены».
Министр финансов Антон Силуанов
«Период повышения сырьевых цен на глобальных рынках окончен. Цены на промышленные металлы снижаются второй год подряд. Цены на нефть также не растут, доходы компаний не увеличиваются. Прежняя модель роста экономики, построенная на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, прошла. Возможности для дополнительного наращивания бюджетных расходов исчерпаны».
«Бюджетная стратегия (до 2030 года — bujet.ru) [...] наводит нас на вывод о том, что новых обязательств принимать нельзя. Нам даже, наоборот, старые нужно сокращать. Действующие госпрограммы, которые мы приняли, придется „ужимать“ под трехлетний бюджет и дальше под прогноз и придется пересматривать целый ряд уже принятых расходов».
«Мы видим большие проблемы и в 2016, и в 2017 годах, потому что там и темпы (роста экономики) будут сокращаться, и наши доходы не будут так расти, а обязательства все равно будут увеличиваться, поскольку есть публичные нормативные обязательства, которые надо индексировать, есть обязательства перед Пенсионным фондом, оборонные расходы».
«Есть расходы, от которых можно отказаться, не влияя на выполнение нормативно публичных обязательств. Речь идет о всяких стройках, о софинансировании обязательств, создании зон экономического развития, которые сейчас показали себя неэффективно». «Должна быть также продолжена политика экономии на издержках. Это задача по всей системе — и в бюджетном секторе, и в экономике — снижать издержки. Издержки высокие, и мы становимся менее конкурентоспособными даже с нашими соседями».
Председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова
«Мы забыли, какие у нас на самом деле были жесткие бюджеты еще недавно. Их расходная часть была намного жестче... У нас экономия и перераспределение начинаются не всегда от плохой жизни. А, в том числе, от не очень эффективного управления ресурсами».
Вице-премьер Игорь Шувалов
«Нам надо, конечно, добиваться более амбициозной повестки и расти более высокими темпами, но я сомневаюсь, что мы можем позволить себе более высокий уровень государственных расходов. Нам нужно быть более аккуратными и научиться тратить те деньги, которые мы уже тратим, ответственно».
«Все сейчас настроено на лучшую работу, на большую эффективность, на то, чтобы расчищать завалы, которые были. Когда быстро растешь и очень много тратишь, не очень понимаешь, эффективно тратишь или нет. Когда твои доходы сокращаются, тебе нужно считать каждую копейку».
Директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова:
«Ощущение, что никакого долгосрочного прогноза нет, главное — заткнуть дыры».
Банковская система в процессе изменений
Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина
«В потребительском кредитовании, по нашей оценке, уже наметились элементы перегрева: чрезмерно высок уровень роста задолженности по сравнению с доходами широкой группы заемщиков. Как результат, потребительское кредитование может стать не столько двигателем роста, сколько угрозой финансовой стабильности».
«Опасения по устойчивости банковской системы абсолютно безосновательны, в последнее время гуляют слухи о так называемых черных списках, распространяется информация о проблемах в определенных банках. Готова еще раз заявить, что это ложь. Да, мы отзываем лицензии, но это вынужденная необходимая часть работы регулятора в любой стране мира».
Первый зампред Банка России Алексей Симановский
«Я могу сказать, что отзыв любой лицензии — это для нас шок. Поскольку это крайняя мера, она и применяется в крайних случаях, когда все меры и иные возможности исчерпаны».
Министр финансов Антон Силуанов
«То, что делает ЦБ — просто оздоравливает банковскую систему, выводит из нее недобросовестные банки. Это направлено на обеспечение надежности банков и на то, чтоб они работали на пользу граждан. То же самое мы делаем с негосударственными пенсионными фондами, только в более серьезном формате».
Президент Сбербанка Герман Греф
«Я считаю, что это очень здоровый процесс, что ЦБ взялся всерьез за исполнение надзорных функций».
Председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин
«Речь в первую очередь идет о ликвидации банков, которые занимаются легализацией незаконно полученных доходов. Все лицензии отзываются по этим причинам, не по причинам финансовых показателей. [.....] То, что сделал Центральный банк, с одной стороны, решает задачу очистки от сомнительных банков. Но то, как он это сделал, подрывает доверие к частным банкам. Получается так, что госбанки не отмывают, а частные банки отмывают. Никакой линии водораздела не проведено, подозреваются все, но не Центральным банком, а людьми».
Старший юрист консалтинговой группы «НЭО Центр» Юлия Широкова
«ЦБ серьезно взялся за банковский рынок, и отзыв лицензии грозит не только небольшим банкам. Теперь банкирам, которые не хотят потерять лицензию, придется еще более внимательно относиться к требованиям ЦБ РФ, оценке рисков и резервам».
Источники: «Финмаркет», «РИА «Новости», «Коммерсант», «Ведомости», «РБК daily»
Ранее
Внутренние факторы в экономике повлияли на итоги года
Год значимых кадровых перестановок
Трудные времена ждут бюджеты регионов в 2014 году
Зарплаты и доходы бюджетников в 2013 году