Филип ДЖОЙС, профессор Школы публичной политики Университета Мэриленда, член Национальной академии государственного администрирования: в США на уровне национального правительства как минимум 50 лет предпринимаются попытки установить более жесткую связь между результатами деятельности ведомств и бюджетными расходами. Сегодня особенно остро стоят вопросы, связанные с удлинением горизонтов планирования и более широким использованием данных о достигнутых результатах при принятии решений по бюджету. Сложной проблемой является необходимость одновременного повышения результативности и сокращения бюджетного дефицита.
Политический контекст
США имеют федеративную систему государственного устройства. В стране действует национальное правительство, 50 правительств штатов и почти 50 тыс. локальных правительств. В США реализована концепция разделенного суверенитета: по конституции штаты имеют независимые полномочия по налогообложению и расходам. Локальные правительства являются креатурой штатов: их полномочия в сфере налогообложения и расходов определяется конституциями штатов.
На национальном уровне государственная власть представлена тремя равноправными ветвями — исполнительной (возглавляется президентом и состоит из агентств, напрямую подотчетных ему), законодательной — конгрессом (состоит из двух органов — палаты представителей и сената) и судебной, которая включает Верховный суд США и нижестоящие федеральные суды. Палата представителей включает 435 членов, которые избираются каждые два года. Места в палате распределены между штатами пропорционально численности их населения. Сенаторов насчитывается 100 человек, по два от каждого штата. По конституции США конгресс издает законы (с последующим одобрением президента), президент исполняет законы, а суды их толкуют. В такой сегментированной системе раздельное партийное правление (когда разные органы власти контролируются разными партиями) является нормой. В стране существуют только две важные политические партии — республиканцы и демократы, и в период
Ранее
Рост зарплаты бюджетников вызовет рост средней зарплаты по стране
Государственный сектор в процессе перемен
Госзаказ: как разбирать споры с подрядчиками и работать по 44 ФЗ с малым бизнесом
Госдума рассмотрит дополнения к Федеральной контрактной системе
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти Бесплатный демодоступ