Объем бюджета Израиля по мировым меркам не так уж велик — примерно половина бюджета российской столицы. Принимается он на два года, и в 2011 году составлял 247 млрд шекелей, а в 2012 году — 259 млрд. С учетом ассигнований на развитие, которые формально в бюджет не входят, сумма расходов в 2011 году составила 366,8 млрд шекелей, в 2012 году — 385 млрд. Растущий дефицит заставил израильтян по-новому посмотреть на свой титул самой социально ориентированной страны мира.
На пороге перемен
В конце 2012 года аудиторский и экономический отделы Министерства финансов Израиля опубликовали данные, согласно которым дефицит государственного бюджета страны на 2011 и 2012 годы составил 39 млрд шекелей (около 10 млрд долл.), или почти 4,2% ВВП. На фоне других развитых стран это не так уж много — скажем, в США дефицит ВВП составляет 8,7%. Но в Израиле, где законом о госбюджете предусматривается долг не более 2% ВВП, превышение лимита более чем вдвое — нонсенс.
Ранее
Рубль приостановился после заметного падения
Рост зарплаты бюджетников вызовет рост средней зарплаты по стране
Государственный сектор в процессе перемен
Госзаказ: как разбирать споры с подрядчиками и работать по 44 ФЗ с малым бизнесом
Госдума рассмотрит дополнения к Федеральной контрактной системе
Говорить о бюджете в отрыве от политики в Израиле невозможно. Одобрение (или неодобрение) плана бюджета — одно из главных испытаний для премьера, правительства и парламента. Не все успешно его проходят. В 2012 году предложенный предыдущим кабинетом проект главного финансового документа страны не был одобрен кнессетом (парламентом Израиля), и в 2013 год страна вошла без утвержденного бюджета (в таких случаях министерства продолжают работать по среднегодовому бюджету двух прошлых лет). Премьер-министр вынужден был объявить об отставке правительства и досрочных выборах в кнессет. Новому кнессету и правительству пришлось взять на себя тяжесть решений, призванных привести к экономии бюджетных средств. От того, какими они будут — популистскими или жесткими, зависело, как будет в дальнейшем развиваться экономика страны. Можно сказать, что Израиль оказался на пороге больших перемен.
Как планируется бюджет
Бюджет Израиля двухлетний, в 2012 году был принят бюджет на 2013 и 2014 годы. Он планировался с учетом успеха (или неуспеха) предыдущих лет, а также ситуации в мире в целом и стране в частности.
Отвечают за планирование премьер-министр (в Израиле это фигура намного более функциональная, чем президент, который только утверждает принятый проект бюджета), Министерство финансов и Министерство планирования при участии Банка Израиля (аналог Центробанка России). Работу над будущим бюджетом все вышеперечисленные ведомства начинают с февраля второго года исполнения бюджета, когда уже можно начинать анализировать, как закончился первый год, и рассчитывать расходы на следующие два года. К середине второго года собираются отчеты со всех министерств и начинается разработка приоритетных трат на будущую двухлетку. Тогда же становится более или менее ясно, насколько четко бюджет выполнялся, есть ли экстренные траты и выходит ли страна из запланированных финансовых рамок. К ноябрю-декабрю Министерство финансов и премьер готовы представить проект бюджета на утверждение кнессета.
Стоит сказать, какие показатели принимаются во внимание при планировании двухлетнего бюджета. Первый — индекс потребительских цен (ИПЦ), рассчитываемый Центральным статистическим бюро Израиля, — основной уровень показателя инфляции в стране. С мая 2011 года по май
Второй значимый показатель — базовая ставка рефинансирования, ежемесячно определяемая Банком Израиля. Сейчас она составляет 1,5%, что в целом соответствует уровню инфляции в стране, а также стратегии Банка Израиля поддерживать ставку в коридоре от 1 до 3%. Сегодня развитые страны поддерживают низкий уровень ставки рефинансирования, и Израиль, чтобы и дальше входить в их число, вынужден с этим считаться. Повышение ставки привело бы к ухудшению ситуации с израильским экспортом, который и так уменьшается из-за плохой экономической конъюнктуры в Европе. Учитывается и индекс потребительской уверенности (ИПУ). В середине 2012 года он составил 82,5% (за 100% взят уровень 1996 года).
Уже в середине 2012 года прогноз на будущее был неутешительным. Банк Израиля в докладе о финансовой ситуации в стране за 2012 год предупредил правительство, что «расширение бюджета на
Следующая позиция при определении бюджетной политики — успех или неуспех предыдущего двухлетнего бюджета. Как уже было отмечено, 2011 и 2012 годы Израиль закончил с большим бюджетным дефицитом. Причины: недобор налогов, значительное превышение государственных расходов, а также траты на военную операцию в секторе Газа и компенсации понесенных в связи с войной убытков промышленности и бизнесам приграничных южных городов страны.
Проще говоря, налицо оказались ошибки в прогнозных расчетах (которые были слишком оптимистичны), замедление экономического роста в мире, а также фактор, который вряд ли можно было предсказать с точностью, но стоило ожидать, — война. Дело в том, что во время последней боевой операции была объявлена мобилизация, регулярные войска и резервистов стянули на границу с Палестинской автономией. Неделю Израиль отвечал на обстрелы и защищал свою территорию от ракет. Наземная операция так и не началась — было подписано соглашение о прекращении огня. С израильской стороны жертв почти не было. Но неделю жизнь на прифронтовом юге страны была парализована: не работали детсады и школы, правительственные учреждения и магазины. По закону Израиля в таком случае компенсация полагается не только людям, вынужденно не работавшим, но и предпринимателям, потерявшим предполагаемую прибыль.
Предварительный отчет (в середине 2012 года) Минфина о бюджетном дефиците стал поводом для резкой критики правительства Б. Нетаньяху (лидер правящей партии «Ликуд» и правящего блока «Ликуд — Наш дом Израиль», премьер-министр Израиля уже третью каденцию) со стороны оппозиции. Главное обвинение — утрата контроля над бюджетом из-за неправильно выбранной стратегии. Как результат — уже упомянутый уход правительства в отставку и роспуск кнессета. А в январе 2013 года в Израиле прошли досрочные парламентские выборы.
Одним из неожиданных результатов выборов стал прорыв новых партий, самые заметные среди них — партии «Еш атид» («Есть будущее»), которую возглавил экс-телеведущий Я. Лапид, и «Бейт Ухуди» («Еврейский дом») Н. Беннета. Эти лидеры не замечены в коррупционных скандалах и заявляют о своем намерении изменить налоговую и бюджетную политику страны. В результате долгих переговоров с правящим блоком они вошли в правящую коалицию, общий вес которой составит 68 парламентских мандатов из 120. Суть их предвыборных программ сходна в главном: нужно сократить расходы на государственный аппарат, уменьшить льготы представителям религиозного сектора (и отправить служить в армию ультрарелигиозных молодых мужчин), а также стране необходимы мирные переговоры с Палестинской автономией.
Обычно в коалицию входили партии, которые продавали свои голоса правящей партии за определенные преференции для электората. Так, в предпоследнем кнессете в коалиции кроме правящей партии были представители ультрарелигиозного сектора, которые взамен поддержки премьера получили портфели министров ключевых министерств, а также финансирование своих проектов.
Что урезали
Что в итоге получил Израиль от всех этих политических пертурбаций? Совокупный объем расходной части бюджета в 2013 году составит 395 млрд шекелей, в 2014 году — 405 млрд. Бюджет предполагает сокращение государственных расходов на 25 млрд шекелей. Планируемый дефицит — 4,5% в 2013 году и 3% — в
Во-первых, урезаны расходы всех министерств и ведомств на 2% в 2013 году и на 3% в
Во-вторых, сокращены оборонные расходы на 3 млрд шекелей. Для страны, у которой значительная часть бюджета направлена на сохранение военного превосходства над соседями, в которой и года не проходит без более или менее крупной военной операции и которая до сих пор не имеет ни мирного договора с Сирией, ни внятного документа, регулирующего отношения с Палестинской автономией, это непростое решение.
В-третьих, правительство заняло более жесткую позицию по отношению к требованиям некоторых лобби (особенно ультрарелигиозных) и не увеличивает расходы в этом направлении. Эту меру советовали использовать эксперты Организации экономического сотрудничества и развития.
В-четвертых, на 1% (до 18%) увеличена ставка НДС (это также рекомендация ОЭСР), были отменены льготы по данному налогу на свежие фрукты и овощи, увеличилось налогообложение туризма, доходов от инвестиций в ценные бумаги, возвращен когда-то отмененный налог на наследство.
Наконец, уравнены выплаты детских пособий. Раньше применялась такая практика: чем больше детей в семье, тем выше сумма выплачиваемого государством на каждого ребенка пособия. В связи с этим религиозные семьи, в которых традиционно много детей, могли позволить себе не работать и жить на содержании у государства. В 2012 году правительство потратило на детские пособия 7,5 млрд шекелей. Эта статья дохода урезана на 2,5 млрд. Теперь на каждого ребенка независимо от их количества в семье выплачивается около 35 долл. в месяц.
Увы, непопулярные меры, которые привели к уменьшению государственной поддержки определенных слоев населения, а также росту цен и налогов, не только не смягчили проблему дефицита бюджета, но и привели к всплеску социального недовольства — такому же, которое в 2012 году заставило тысячи людей в знак протеста против курса правительства выйти на улицы. Кроме того, в Израиле очень сильные профсоюзы, и новой власти пришлось отказаться от попытки ущемить их в правах.
После того как бюджет вступил с силу, средний класс почувствовал себя обманутым, поверив политикам, работающие граждане стали в целом жить хуже и тратить на привычную «корзину» больше. Министр финансов в свою очередь уверяет, что затягивание поясов было единственным способом поставить страну на новые экономические и политические рельсы.
Л. Б. ЗИМИНА