Версия для печати 11472 Материалы по теме
Керченский мост предварительно оценен и ждет финансирования
Вложения в Крым: 400 млрд за семь лет уйдет только на транспортные проекты

До 1 июля правительством должна быть утверждена федеральная целевая программа развития Крыма и Севастополя до 2020 года. В ее рамках вложения в транспортную систему двух новых регионов запланированы на уровне 400 млрд рублей. В эту сумму включены затраты на строительство моста через Керченский пролив, а также усиление и электрификация железнодорожной ветки Джанкой-Феодосия-Керчь.

Ставка на господдержку развития транспортной сети

В развитии Крымского полуострова Россия делает основную ставку на крупные транспортные проекты. Именно эти проекты в ближайшие семь лет составят одну из самых крупных статей расходов госбюджета на Крым.

Программа развития сети дорог до 2020 года, которую по поручению правительства будет разрабатывать госкомпания «Автодор», скорректирована, исходя из новых государственных задач, и утверждена правительством в новой редакции, сообщает «Коммерсант». Общий объем финансирования проектов увеличен на 8%. На 5% с небольшим, согласно документу, должны вырасти бюджетные расходы на проведение работ на трассе М3 «Украина». Завершить проекты планируется на два года раньше намеченного срока — не в 2022, а в 2020 году.

В отдельном разделе программы «Автодора» предусмотрен 1 млрд рублей на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Правда, само строительство (общая стоимость 50-300 млрд рублей и более в зависимости от сложности проекта — bujet.ru) до 2020 года не запланировано и ТЭО не разработано.

Но в четверг в Минтрансе проект обсуждали и выбрали один из 74 предложенных. Он как раз будет стоить около 300 млрд. А ведь всего пару месяцев назад глава Минтранса называл «скромную» сумму в 50 млрд.рублей. Стоит лишь к этому добавить, что проект сдвинулся с мертвой точки.

В то же время активно лоббируемый крымскими властями крупный транспортный проект по строительству прямой железнодорожной ветки от Симферополя до Керченского полуострова (конечный пункт — Керчь), не включен в проект федеральной целевой программы по развитию Крыма до 2020 года.

Главным его недостатком эксперты называют слишком большие затраты — порядка 1 млрд долларов — на фоне весьма спорной экономической эффективности. Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров в интервью «Ъ» заявил, что наиболее верным решением со стороны государства будет отказ от строительства ветки Симферополь—Керчь.

Инвестиции в создание особой зоны в Крыму

Между тем, в бизнес-среде обсуждаются вложения в другой крупнейший крымский проект — по созданию особой экономической зоны (ОЭЗ). В частности, предложенную Минэкономразвития «входную» сумму в 150 млн рублей за резидентство, подвергли критике как в «Деловой России», так и в Министерстве Крыма.

«Деловая Россия» совместно с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым готовит предложения по введению дифференцированной платы: 20 млн рублей для малого бизнеса, 70 млн для среднего и 150 для крупного. В Министерстве Крыма полагают, что лучше сделать градацию инвестиционных порогов для «гринфилдов» по отраслям.

Цифра в 150 млн рублей появилась из российского законодательства об ОЭЗ, однако, для сельского хозяйства, к примеру, это высокий порог, поясняет «РБК daily» глава ведомства Олег Савельев: «А мы рассчитываем, что это будет одна из базовых отраслей в Крыму, поэтому, возможно, будут разные пороги, при которых наступает счастье, связанное со льготами».

Кстати, вопрос по поводу освобождения резидентов от налогов — один из самых спорных в ходе обсуждения законопроекта об ОЭЗ, который в ближайшие дни должен быть внесен в правительство и будет подписан до конца года.

Свободная таможенная зона

До конца переходного периода (конец 2014 года — bujet.ru) в Крыму введут свободную таможенную зону, и товары будут проходить без ограничений, прогнозируют эксперты РБК.

Пока же преодолевать эти переходные трудности, связанные со сменой поставщиков товаров на полуостров, бизнесу приходится в «ручном режиме». В этой связи перебои в снабжении продуктами не исключаются, поясняют в Министерстве аграрной политики и продовольствия Крыма. «Некоторые продукты украинцы уже не поставляют, а российские поставщики — еще не поставляют», — сообщила изданию пресс-секретарь ведомства Екатерина Мошкина.

Если учесть, что доля украинской продукции в крымской торговой сети составляла 80%, а товаров, произведенных на полуострове — всего 2%, становится ясно, что проблемы с поставками неизбежны во всех отраслях.

Месяц назад украинские дистрибьюторы перестали поставлять продукты на полуостров мелким сетям. Если Крым окажется в ситуации, когда поставки прекратятся и для крупного ритейла, товарных остатков хватит на неделю, добавляет директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий.

В качестве превентивной меры с 26 мая Министерство аграрной политики и продовольствия Крыма ужесточило запрет на поставки из Крыма на Украину мясопродуктов, молочных продуктов и колбасных изделий. Это помимо запрещенных к поставкам ранее спирта, пшеничной муки, сахара и масла.

Поделиться