Поставленная президентом Владимиром Путиным задача — за предстоящие 8 лет удвоить темпы строительства автодорог — на федеральном уровне выполняется, но на региональном — буксует. Ранее об этом не раз заявлялось как на заседаниях правительства, так и в ходе профильных экспертных дискуссий. Министр транспорта Максим Соколов, выступая в Госдуме в рамках правительственного часа, констатировал, что регионы не справляются с наполнением своих дорожных фондов. Решения этой проблемы обозначено не было.
Муниципалитеты: нет денег — нет дорог
Реализация «майских указов» президента, в частности, задачи к 2022 году увеличить вдвое темпы дорожного строительства, на федеральном уровне идет полным ходом, доложил депутатам М.Соколов. По его словам, в прошлом году было введено в строй более 600 км федеральных трасс. В общей сложности за 8 лет нужно построить 42 тыс. км автомагистралей разных уровней.
Однако на региональном уровне в ближайшие три года это едва ли будет возможно, признал министр. Региональные дорожные фонды, за счет которых осуществляется финансирование возведения и ремонта дорожного полотна, пополняются пока лишь на 70% по той причине, что основной источник их доходов (акцизы на топливо) не индексируется так, как предполагалось. Вследствие этого в 2013 году субъекты ввели в эксплуатацию1528 км вместо 1741 км. А до 2018 года будет возведена лишь четверть от необходимого объема.
Каждый километр двухполосных автомагистралей, которые не требуют переноса коммуникаций и дорогой подготовки участков территорий, обходится примерно в
О найденном решении проблемы Соколов не сказал, однако, ранее, в начале мая, вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял, что региональные дорожные фонды предполагается пополнять не только за счет акцизов на топливо, но и за счет других налогов. Так или иначе, проблема пока остается нерешенной.
Парламентарии также отметили, что не меняются технологии строительства — асфальт часто кладут в лужи, снег и грязь. Работы надо вести в сезон и круглосуточно, учитывая особенности российского климата, а чтобы достичь оптимального уровня качества, контролировать их должны не сами дорожники, а государство.
Москва отменяет дорожные тендеры
Регионы и муниципалитеты вынуждены экономить. И жестче, чем это делалось раньше, определять приоритеты. Так, Москва, по решению мэра Сергея Собянина, за последнее время отменила половину из запланированных дорожных тендеров, причем, наиболее дорогих, общей стоимостью более 100 млрд рублей.
«Ведомости» конкретизируют, что, например, отменены торги по всем трем участкам так называемой Северо-восточной хорды (от ш. Энтузиастов до МКАД, от Измайловского шоссе до Щелковского и от Щелковского до Открытого), а также реконструкция МКАД от Каширского шоссе до Варшавского шоссе, Варшавского шоссе до дороги на Подольск, реконструкция транспортной развязки на пл. Тверской Заставы и другие.
Одна из причин — экономия средств бюджета. В приоритете метро, торги по другим объектам придерживают, смотрят на наполнение бюджета, заявил изданию сотрудник мэрии.
Не исключено, что Северо-восточная хорда будет построена за счет внебюджетных источников и по аналогии с северным дублером Кутузовского проспекта станет платной, добавил вице-мэр Марат Хуснуллин. До конца года должны быть готовы расчеты.
Спад в экономике — рост в отрасли
Госкомпания «Автодор» по итогам 2013 года «недобрала» доходов. С одной стороны, поступления от платы за проезд по дорогам удвоились — 1,46 млрд рублей. С другой — план выполнить не удалось: недобор составил 0,56 млрд, или 28% плана. Причина — поздний ввод в эксплуатацию автомагистралей.
Финансировать текущие расходы за счет собственных доходов, в том числе, сбора платы, будет возможно лишь после 2025 года, говорится в инвестиционной политике госкомпании. Цены на проезд по дорогам, реконструированным «Автодором» будут расти.
В то же время, по словам главы Минтранса, несмотря на общее по стране снижение темпов экономического роста, показатели развития транспортной отрасли вполне оптимистичны — так, на 10% вырос объем экспорта транспортных услуг. Средняя зарплата работников также увеличилась на 10% и составила в среднем 37 тыс. рублей в месяц. За прошлый год грузоооборот морских портов достиг 500 млн тонн. Авиаперевозки выросли на 14%.
В бюджете расходы на транспорт и дорожное хозяйство составляют более трети всех расходов по разделу «Национальная экономика». «Парламентская газета» пишет, что аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов в рамках правительственного часа обратил внимание на тот факт, что в 2013 году на развитие транспорта ушло 815 млрд рублей. По оценке СП, их следовало бы использовать более эффективно. По итогам 14 проверок выяснилось, что из 78 направлений госпрограммы показатели выполнены только по 56 направлениям. Не достигли поставленных целей по авиаперевозкам, строительству сельских дорог, привлечению инвестиций.