25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2186 Материалы по теме
Участники семинара узнали об изменениях, которые планируется внести в законодательство
Уральские встречи 2014

В конце июня в Екатеринбурге состоялся традиционный семинар «Уральские встречи 2014» на тему «Программный бюджет на региональном и муниципальном уровнях. Теория и практика». Организаторами выступили министерство финансов Свердловской области, Сообщество финансистов России и научно-производственное объединение «САПФИР». Участники семинара — порядка 260 представителей регионов и муниципалитетов — обсуждали вопросы перехода на программный бюджет. Эта тема сейчас особенно актуальна, ведь с 1 января многие субъекты РФ перешли на программно-целевой принцип формирования бюджета и опыт каждого из регионов уникален.

Госпрограммы

Как известно, основу программного бюджета составляют государственные (муниципальные) программы. Начальник отдела программно-целевых методов бюджетного планирования Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ Е. В. Глимбовская рассказала присутствующим о первых результатах и перспективах развития госпрограмм, остановившись, в частности, на возможностях корректировки параметров их финансового обеспечения в течение года. В ходе исполнения федерального бюджета показатели финансового обеспечения реализации госпрограммы, в том числе ее подпрограмм и основных мероприятий, могут отличаться от показателей, утвержденных в составе государственной программы, в пределах и по основаниям, предусмотренным для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета. При подготовке предложений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, предусматривающих уточнение объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ, ГРБС направляет указанные предложения ответственным исполнителям соответствующих государственных программ. Ответственный исполнитель в течение трех рабочих дней со дня получения предложения принимает решение о его согласовании или об отклонении. «При непредставлении такого решения в указанный срок предложение считается согласованным ответственным исполнителем», — подчеркнула Глимбовская.

При этом она ознакомила участников заседания со сводной оценкой эффективности реализации государственных программ в 2013 году, составленной на основании данных Минэкономразвития России (табл.). Высокий уровень реализации был присвоен программам «Социальная поддержка граждан», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Степень выполнения контрольных событий по этим программам равна 100%. А в список с низким уровнем реализации попали программы «Развитие науки и технологий», «Развитие рыбохозяйственного комплекса», «Развитие лесного хозяйства» (степень выполнения контрольных событий — от 66,7% до 82,4%).

Также участники семинара узнали об изменениях, которые планируется внести в законодательство. Это парламентский контроль государственных программ субъектов РФ (муниципальных программ); обязательность формирования региональных бюджетов на 2016–2018 годы и далее в программном формате (местные бюджеты — по усмотрению субъекта РФ); рассмотрение предложений по изменению государственных программ одновременно с обсуждением проекта бюджета; персональная ответственность должностных лиц ОИВ субъектов РФ за достижение результатов государственных программ; увеличение срока приведения программ в соответствие с законом (решением) о бюджете с 1 марта до 1 апреля.

Начальник отдела методологии НПО «САПФИР» А. А. Змеева рассказала о некоторых особенностях автоматизации формирования муниципальных программ в Свердловской области. В частности, это разные подходы к формированию муниципальных программ, формирование программ на уровне поселений, разные сроки реализации муниципальных программ. Особо она подчеркнула возможность автоматизированного формирования комплексных программ Свердловской области.

В 2013 году городской округ Ревда Свердловской области принял участие в пилотном проекте по переходу на программно-целевой метод планирования бюджета. Опытом реализации муниципальных программ на примере своего города поделилась заместитель главы администрации города И. А. Т­ейшева. Процесс перехода на программно-целевой метод проходил в четыре этапа. Первый — экспертиза и доработка нормативной правовой базы, второй — формирование муниципальных программ, третий — экспертиза и утверждение муниципальных программ, четвертый — включение данных программ в проект бюджета.

Итогом проделанной работы стало:

  • уменьшение количества муниципальных программ — с 42 (в 2013 году) до 13 (в 2014 году);

  • во всех муниципальных программах были четко сформулированы цели и задачи, определены измеряемые показатели и разработаны обос­нования бюджетных ассигнований;
  • изменилась доля программных мероприятий в общей сумме расходов бюджета (20% — в 2013 году, 82% — в 2014 году).

Таблица. Сводная оценка эффективности реализации государственных программ в 2013 г.
Уровень Программа Степень выполнения контрольных событий Степень достижения показателей Уровень кассового исполнения
Высокий Социальная поддержка граждан 1 00% 100% 99,10%
Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности 1 00% 91,30% 99,90%
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах 1 00% 92,00% 97,30%
Низкий Развитие науки и технологий 0,667 0,93 0,991
Развитие рыбохозяйственного комплекса 0,824 0,801 0,994
Развитие лесного хозяйства 0,667 0,899 0,998
По данным Минэкономразвития России

Госзадания

В прошлом году сотрудники НПО «САПФИР» провели оценку эффективности деятельности учреждений по реализации государственных (муниципальных) заданий, применив собственную, уникальную методологию. По словам руководителя проектов НПО «САПФИР» А. В. Карпова, оценочными критериями были выбраны такие блоки показателей, как выполнение государственного (муниципального) задания в рамках запланированного объема субсидии, по натуральным показателям и по соблюдению показателей качества. При этом было понимание, что недостаточно оценить каждый показатель в отдельности, а необходимо учесть их влияние друг на друга. То есть стояла задача оценить одним числовым значением эффективность реализации государственного (муниципального) задания с учетом всех блоков показателей. К тому же необходимо было избежать обременения специалистов ГРБС и учреждений вводом и расчетом дополнительных параметров (все расчеты должны осуществляться посредством системы автоматизации), а сама оценка должна была быть прозрачной, то есть она должна была позволить оценить, какой именно из блоков показателей недовыполнен или перевыполнен. Данный подход был применен для определения эффективности реализации государственных и муниципальных заданий учреждений Минобразования Свердловской области, ряда муниципалитетов региона и города Челябинска.

В результате проделанной работы установлено, что полученная оценка совпала с субъективным мнением специалистов ГРБС о работе учреждений, то есть она объективна. Также методика дала неожиданные результаты: были выявлены учреждения с оценкой много большей или много меньшей граничного значения, что помогло определить неверно сформированные государственные и муниципальные задания. Кроме этого, при данном подходе удалось получить сводное значение эффективности предоставления конкретной услуги в ГРБС.

Результаты применения описанных Карповым механизмов наглядно проиллюстрировал начальник отдела технологий социального обслуживания граждан Министерства социальной политики Свердловской области И. В. Илларионов, рассказав об опыте перехода к финансированию учреждений по результатам выполнения государственных заданий. Технология доведения госзадания до учреждений социального обслуживания состоит из следующих этапов:

  • определены объемы потребности населения в социальных услугах в разрезе территорий области;

  • рассчитана нормативная стоимость услуг, включенных в ведомственный перечень. Сейчас норматив стоимости услуги установлен для каждого учреждения по каждой услуге, поскольку расчетная себестоимость услуги очень неоднородна и пока региональные стандарты на соцуслуги отсутствуют, принять их планируется в текущем году;
  • исходные данные по системе учреждений, номенклатуре, объемам оказания услуг и их нормативной стоимости введены в соответствующий программный комплекс в рамках выполнения задания по формированию и исполнению госзадания максимально в единой информационной среде. Все дальнейшие действия по формированию и доведению до госучреждений заданий производятся при помощи ПК ИСУФ.
  • Учреждениям перечисляются субсидии ежеквартально так, что в начале каждого квартала оплачивается объем предоставленных услуг (выполненных работ) в предыдущем квартале. А для того, чтобы в начале года у учреждений были средства на ведение своей деятельности, им перечисляется аванс в размере 25% от годового объема субсидий.

Законодательство: новации и нарушения

Актуальные вопросы новой редакции Бюджетного кодекса осветил начальник отдела бюджетного законодательства Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ М. М. Шамьюнов. В числе основных изменений он назвал совершенствование методологии расходов бюджетов, устранение излишней детализации бюджетных полномочий, совершенствование межбюджетных отношений, введение главы о системе бюджетных платежей, реформирование обслуживания исполнения бюджета, новую модель распределения нормативов от уплаты штрафов в бюджеты и пр.

О нарушениях антимонопольного законодательства в регионах и муниципальных образованиях участникам семинара рассказал В. А. Шипунов, заместитель начальника Аналитического управления ФАС.


Программный бюджет

В завершение первого дня семинара министр финансов Свердловской области Г. М. Кулаченко поделилась опытом реализации в Свердловской области программного бюджета, а также подвела основные итоги программы по повышению эффективности бюджетных расходов. Областной бюджет на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов стал первым бюджетом, составленным на основе утвержденных государственных программ области, в которых определены объемы финансирования мероприятий, целевые показатели и способы достижения этих целевых показателей. Свердловская область при составлении бюджета применила ведомственный подход, когда действует принцип «одна программа — один ГРБС». По словам директора института реформирования общественных финансов В. В. Климанова, такой подход имеет преимущество — процесс легко автоматизировать.

Также в текущем году был осуществлен переход к оплате фактически оказанных государственных услуг (выполненных работ) автономными и бюджетными учреждениями области. Перечисление субсидии осуществляется частями, определяемыми по результатам рассмотрения квартальных отчетов учреждений об исполнении государственного задания. В I квартале перечисляется авансовый платеж в размере 25% от общего объема госзадания. Во втором и последующих кварталах учреждению перечисляется часть субсидии, размер которой определяется исходя из выполнения госзадания в предыдущем квартале. В случае исполнения бюджетными и автономными учреждениями госзадания в меньшем объеме, чем это предусмотрено, или с качеством, не соответствующим требованиям к оказанию государственных услуг, осуществляется частичный или полный возврат предоставленной субсидии.

Также в области создана комплексная программа «Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года». Ее заказчиком-координатором стал областной минфин, а источниками финансирования — средства областного бюджета. Общий объем финансирования комплексной программы составляет 1,3 миллиарда рублей.

Заместитель генерального директора НПО «САПФИР» И. В. Крупин рассказал о том, как современные информационные технологии повышают качество и эффективность управления бюджетом. Подробно он остановился на таких направлениях, как мониторинг и анализ информации, полученной от учреждений и ГРБС, мониторинг качества финансового менеджмента, создание бюджета для граждан, ведение реестра платных услуг и управление капитальными вложениями, инвестициями.

Второй день семинара был выездным — совещание в формате круглого стола прошло в городе Невьянск Свердловской области, где состоялся обмен опытом между представителями экспертного сообщества, регионов и муниципальных образований по вопросам перехода к программному бюджету. Участники семинара отметили необходимость проведения таких мероприятий, ведь «Уральские встречи» — это не только площадка для обмена опытом, но и возможность ознакомиться с последними законодательными новациями, которые предстоит учитывать при планировании очередных бюджетов.

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно