Версия для печати 55611 Материалы по теме
Производительность труда. Уроки развитых стран

Замедление роста производительности труда — глобальная тенденция, с которой столкнулись ведущие экономики после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов. Негативный тренд потребовал от экономистов и политиков новых мер и решений. В Boston Consulting Group, одном из лидеров мирового консалтинга, изучили стратегии и кейсы развитых стран в данной сфере. Этот материал особенно интересен для России, где повышение производительности труда стало одной из национальных целей.

Колумнист New York Times и нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман (Paul Krugman) пишет: «Производительность труда — это далеко не все, однако в долгосрочной перспективе она определяет практически все. Способность государства повысить качество жизни населения напрямую зависит от того, как будет расти объем выпуска товаров и услуг, поделенный на каждого работника». Именно поэтому экономисты в развитых странах обеспокоены: рост производительности труда в среднем по миру, согласно данным Международного валютного фонда, замедлился с 1% в год (в начале 2000-х) до 0,3% в год (в последнее десятилетие).

От этого фактора зависят важнейшие цели государственной политики: качество жизни граждан, конкурентоспособность экономики, доходы государственного бюджета. Не растет производительность — не увеличиваются доходы правительств, что порождает порочный круг: у государств меньше средств на развитие экономики, образование, НИОКР, модернизацию инфраструктуры.

Многие развивающиеся государства уже попали в этот замкнутый цикл, пишут в отчете 2018 года от Boston Consulting Group экономисты Сезар Санчез (Cesar Sanchez), Александр Турпитц (Alexander Türpitz) и Якуб Лаворовски (Jakub Jaworowski). В документе они классифицировали стратегии правительств, направленные на повышение производительности труда. Большинство работ по этой теме, констатируют эксперты, страдают от излишней теории, недостаточно описывают конкретные меры, сосредоточены на узких сегментах вместо охвата всего комплекса экономической политики. Поэтому отчет представлен в виде рекомендаций и охватывает сразу три уровня: индивидуальный, корпоративный и национальный.

Индивидуальный уровень: образование и коучинг

Как правило, рыночные силы мотивируют граждан повышать свою производительность, получая дополнительные знания и навыки, так как это позволяет им увеличить доход. Однако ошибки свободного рынка вынуждают правительства вмешиваться в эти процессы: часто для успеха нужно побудить людей улучшать свои навыки и умения в определенных сферах, имеющих критическую значимость для экономики на данном этапе.

В результате быстрого технологического прогресса нашего времени навыки сотрудников быстро устаревают. Некоторые умения становятся бесполезными, притом что постоянно возникает спрос на новые. Многие работники, особенно старше 40 лет, нуждаются в постоянном обновлении своих навыков, чтобы успевать за рынком.

Главный инструмент повышения производительности на индивидуальном уровне — обучающие программы. Это послешкольное образование, профессиональные тренинги, программы наставничества, обучающие порталы и механизмы профессиональной сертификации. Например, в Сингапуре для курирования этого направления создан Центр навыков будущего (SkillsFuture Singapore) — постоянный орган при Министерстве образования с министром финансов во главе. Его задача — подготовить работников для карьерных изменений.

SkillsFuture Singapore на самом высшем уровне утверждает список приоритетных направлений, после чего разрабатывает и предлагает гражданам обучающие программы для разных возрастных групп. Программы представляют собой короткие и интенсивные тренинги современного формата, используемого в бизнес-школах.

Из бизнес-среды позаимствован и еще один инструмент, используемый правительством азиатского города-государства. Workforce Singapore («Рабочая сила Сингапура») при министерстве труда предлагает услуги коучинга для людей, которых нужно подготовить к карьерным изменениям. Таким образом, власти могут быть уверены, что хорошо подготовленные работники будут трудоустроены в нужные отрасли.

Обучение требуется не только работникам, но и менеджерам. Повысить качество менеджмента могут такие государственные меры, как создание и поддержка тренинговых программ и центров, обучающих организаций, интернет-сайтов, распространяющих информацию с лучшими практиками по менеджменту. В том же Сингапуре действует Программа повышения эффективности менеджмента (Singapore’s Productivity Management Programme). Она направлена на обучение менеджеров среднего звена лучшим практикам, их применению, внедрению и поддержке постоянного обновления технологий на предприятиях. Программа позволяет компаниям компенсировать от 70 до 90% затрат на повышение квалификации менеджеров.

Начать с доступных фруктов

Для того чтобы обеспечить скачок производительности труда, в первую очередь следует сосредоточиться не на отраслях, которые производят товары и услуги, а на тех, которые забирают на себя добавочную стоимость, но ничего не производят—то есть своего рода «вычитают» производительность из экономики. Так считает экономист Брэд Дэ Лонг (Brad DeLong) из Калифорнийского университета в Беркли.

Эту стратегию эксперт называет «борьбой за доступный, или висящий низко, фрукт». В качестве примера он приводит администрирование здравоохранения в США, куда входит управление медицинскими организациями, бухгалтерия и другая подобная деятельность.

В то время как медицинский персонал делает важную и дорогостоящую работу, административный аппарат требует расходов, но не производит конечного продукта. При этом эффективность медицинского администрирования  в США, по утверждению экономиста, в восемь раз меньше, чем в Германии, потому что американская система работает так, что менеджеры и бухгалтеры «противодействуют друг другу».

Корпоративный уровень: рабочая сила и технологии

Производительность труда является результатом не только подготовки персонала. Другими факторами являются доступность капитала для компаний и их техническое оснащение, а также то, как корпорации смогли выстроить взаимодействие всех элементов. В Boston Consulting Group выделяют четыре драйвера повышения производительности на уровне корпораций: это капитал, знания и ноу-хау, структура рабочей силы, технологии и НИОКР.

Качество рабочей силы зависит не только от персональных навыков конкретных работников, но и от того, насколько сочетаются друг с другом умения всех сотрудников компании. Экспериментальные данные показывают, что диверсификация возраста, опыта, знаний и умений в командах значительно повышает производительность. Другими словами, для эффективности важно не только качество рабочей силы, но и ее разнообразная структура.

Возможные государственные меры в данной сфере предполагают мотивацию компаний добровольно диверсифицировать рабочую силу. В конце 2000-х годов в Германии и Австрии, а также в других европейских странах, начали внедрять так называемые диверсификационные соглашения. Компании, подписавшие данные документы, обязались разнообразить состав работников за счет специалистов разного возраста, пола, национальности и происхождения. Соглашения добровольные — компании подписали их, так как правительство убедило предприятия в правильности такого шага.

Другое направление корпоративного уровня — доступность капитала. Меры госполитики в этом сегменте известны и широко применяются, в том числе и в России: это гранты, субсидии, средства от специализированных фондов, развитие государственно-частного партнерства, снижение налогов или налоговые льготы. Финансирование может быть направлено на создание новых исследовательских центров или на адаптацию уже существующих технологий для применения в экономике.

Так работает Австралийская налоговая инициатива в сфере НИОКР (Australia’s R&D Tax Incentive). Она интересна в первую очередь размером льготы: механизм предоставляет компенсацию налогов в 40–45% для высокотехнологичных предприятий, размер компенсации зависит от годового оборота. Другой пример — Совет по развитию экономики Сингапура. Организация предоставляет государственные гранты как местным, так и мультинациональным предприятиям. Денежные средства должны быть направлены на поддержку усилий, которые приводят к повышению устойчивости компаний — экологической или операционной.

Национальный уровень

К нему относятся меры, направленные на развитие инфраструктуры, экономической диверсификации, общего образования, международного бизнеса и торговых отношений с другими странами, а также регулирование рынка труда.

Широкий доступ к высококачественной инфраструктуре позволяет ускорить движение рабочей силы и капитала в стране, что в итоге ведет к повышению производительности. Речь идет не только о физической инфраструктуре (аэропортах, дорогах, портах, железных дорогах и так далее), но часто о доступе к диджитал-инфраструктуре (покрытие мобильным интернетом и высокоскоростным интернетом). Это способствует быстрому движению знаний, технологий и ноу-хау.

Государственные усилия в этой сфере могут быть направлены как на новые инфраструктурные проекты, так и на развитие существующих систем. Корреляция между развитием инфраструктуры и ростом производительности подтверждена многочисленными наблюдениями.

Широко известный пример — КНР. С 1990 по 2000 год Китай сосредоточил инвестиционные усилия государства на развитии высокоскоростных трасс, сети автомобильных дорог, мостов, портов. Это позволило коммерческому сектору концентрировать трудовые ресурсы и стимулировать экономический рост, обеспечило многократный, на уровне сотен процентов, рост производительности. Поскольку инфраструктурные инвестиции требуют значительных капитальных вложений, государства поддерживают такие институты, как инвестиционные банки, корпорации развития и институты ГЧП.

Второй упомянутый пункт — экономическая диверсификация. Меры могут быть направлены как на развитие разнообразия отраслей экономики государства в целом, так и на диверсификацию поставщиков в отдельных отраслях. Это касается как производства, так и сферы услуг.

Так, во многих развитых странах действуют программы развития и поддержки собственного контента. Они предоставляют средства местным дизайнерам, сценаристам, режиссерам, производителям фильмов и шоу, а также владельцам профильных порталов. Цель — повысить конкурентоспособность собственных медиа и телекоммуникаций на внутреннем рынке, где, как правило, доминирует продукция из США.

Что касается регулирования рынка труда, то усилия предлагается направить на снятие ограничений, которые снижают мобильность рабочей силы и не позволяют определенным социальным группам активно работать в экономике. Примером такого ограничения является запрет женщинам водить автомобили, который действовал в Саудовской Аравии до июня 2018 года. Это ограничение приводило к тому, что в экономике было создано 1,4 миллиона рабочих мест для водителей — низкопродуктивных и не производящих конечного продукта.

Агентство продуктивности

Для достижения необходимых результатов политика по повышению производительности требует координации на самом высоком уровне, считают в Boston Consulting Group. Независимо от того, насколько хорошо сконструированы правительственные программы, им нужно периодическое ручное вмешательство. Многие меры дают эффект спустя годы, поэтому принципиально важно, чтобы усилия продолжались, а это требует прямого внимания правительства.

Для этого многие развитые страны создают специальную государственную организацию по поддержке производительности. Как правило, это межведомственная структура, но может относиться и к одному из министерств. Такому органу предстоит столкнуться с рядом вызовов и справиться с ними. Это социальная напряженность, связанная с увольнением и заменой некоторых групп работников, страх автоматизации среди сотрудников отраслей и сопротивление этому процессу, неготовность частных компаний нести краткосрочные финансовые издержки, а также политическая оппозиция. Последняя может быть сильной из-за того, что повышение продуктивности имеет краткосрочные недостатки, а положительный эффект можно увидеть только через определенное время.

В отчете Boston Consulting Group говорится, что первым шагом для интенсификации усилий по повышению производительности труда, как правило, является приоритизация этой цели на национальном уровне. В России, как известно, это уже сделано: рост продуктивности закреплен в майских указах главы государства.

К. В. ОВЧАРУК

Поделиться