Приоритетами станут цифровизация образовательных продуктов для всех возрастов, расширение охвата и повышение вовлеченности целевых аудиторий, обеспечение безопасности потребителей финансовых услуг, в том числе их защита от мошеннических схем. В сотрудничестве с Минобрнауки и Минпросвещения продолжится внедрение финансовой грамотности в учебные программы. Планируется закрепить преподавание элементов финансовой грамотности в рамках существующих учебных дисциплин для 10–11 классов (с 2022 года оно уже обязательно в 1–9 классах).
Такое решение приняла Межведомственная координационная комиссия (МВКК) на заседании 28 декабря 2021 года. На нем рассматривались планы на 2022 год.
Министр финансов А. Г. Силуанов отметил, что Минфину России и Банку России удалось наладить эффективную координацию широкого круга ведомств по финансовому просвещению. При МВКК созданы четыре комитета: бюджетный, по развитию образования, по информационной политике, по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в регионах РФ. Все регионы разработали или актуализировали свои программы повышения финансовой грамотности, в 81 регионе созданы специальные координационные органы управления, а в 38 – также региональные центры финансовой грамотности.
«Финансовая и инвестиционная грамотность вошла в Стратегию развития финансового рынка до 2030 года. Так что наш горизонт – именно 2030 год, – подчеркнул А. Г. Силуанов. – Для всех нас это безусловное достижение – признание того, что финансовая грамотность – важнейшая составляющая экономического успеха страны».
Формирование плана развития финансовой грамотности на период до 2030 года станет одной из задач для всех участников МВКК. В плане будут предусмотрены меры, учитывающие быстрое развитие финансовых технологий.
В работе по финансовому просвещению особое внимание будет уделяться пенсионерам, людям с инвалидностью и детям-сиротам, отметила Председатель Банка России Э. С. Набиуллина. «Они наиболее уязвимы для мошенничества и недобросовестных практик, в том числе и из-за недостатка знаний и навыков противодействия социальной инженерии», – сказала она. Также, по ее словам, очень важно повышать инвестиционную грамотность начинающих инвесторов, чтобы их действия были осознанными. «Мы видим, что у многих из них противоречивые, а иногда и взаимоисключающие друг друга представления об инвестировании, – подчеркнула Э. С. Набиуллина. – Например, о высокой доходности и низком риске. При этом в Интернете люди сталкиваются с широким многообразием предложений различных обучающих курсов, и нередко их авторы под видом обучения втягивают слушателей в финансовые пирамиды. Поэтому нам нужно здесь действовать решительно, и вместе с Ассоциацией развития финансовой грамотности мы ведем работу по аккредитации качественных обучающих программ».
Банк России и Минфин России намерены активно развивать сотрудничество с Пенсионным фондом РФ и Минтрудом, по части цифровой финансовой грамотности и киберграмотности – с Минцифры, для развития налоговой грамотности – с Федеральной налоговой службой.