Устойчивое экономическое развитие предполагает эффективную финансовую политику муниципальных властей. Однако сегодня у муниципалитетов возникает немало трудностей, которые мешают развиваться и выполнять свои функции на должном уровне. Учитывая актуальность проблемы, мы решили посвятить рубрику «Тема номера» рассказу об опыте российских городов в области управления финансами муниципального образования. Особо отметим, что наши авторы представляют обе ветви власти – и законодательную, и исполнительную.
Вопрос о том, подлежит ли взиманию с органов местного самоуправления налог на имущество казны, регулярно поднимается правоприменителями. Как следует из многочисленных обращений муниципалитетов, налоговые службы требуют от них постановки имущества казны на балансовый учет в органах, которые вправе распоряжаться таким имуществом (как правило, это комитеты по управлению имуществом), и уплаты соответствующего налога.
Республика Алтай, начав преобразования в бюджетной сфере менее трех лет назад, на сегодняшний день достигла осязаемых положительных результатов. В большинстве субъектов РФ применялись методики, содержащие академические выкладки и расчеты, но они, к сожалению, служили лишь отчетом о некой проделанной работе, а их использование на практике оказалось затруднительным. Поэтому в регионе был выбран нестандартный путь реформирования, основанный на собственном видении такого процесса и наработках инициативной группы, состоящей из сотрудников ряда бюджетных учреждений и республиканского министерства финансов.
Традиционно в начале года органы исполнительной власти Москвы подводят итоги своей хозяйственной, экономической и финансовой деятельности за прошедший год и определяют первоочередные задачи, требующие решения в году текущем. 14 февраля 2008 г. Департамент финансов города Москвы представил для обсуждения на собрании актива работников финансовых органов итоги исполнения бюджета города за 2007 г. и основные вопросы дальнейшего совершенствования бюджетного процесса в столице.